Pages

Thursday, December 24, 2015

Cочельник

      К сожалению, в моей семье, да, наверное и почти во всей стране в целом, мы никогда не отмечали сочельник. В советское время Рождеству не придавалось такое значение, как в дореволюционной России. Лишь однажды мне удалось увидеть воочую празднование русского сочельника и даже принять в этом участие.


      Наверное мне было лет десять-одиннадцать... Меня родители отправили на зимние каникулы к бабушке на хутор Ново-Ивановский. Чистенький, аккуратненький хуторок наверное домов на сто...
       Вот там-то, несмотря на все социалистические подвиги и атеизм, хуторяне по-прежнему жили своей жизнью. Как и положено, в каждой хате обязательно был угол с иконами и лампадками, обязательно соблюдались все обряды - верба на Пасху, кутья и колядки в сочельник, все постились и жгли церковные свечи.
      Помню, что в тот год выпал небывалый снег. Бабушка запаслась конфетами, яблоками и пирожками, чтобы угощать колядующих, наварила кутью испекла каравай в русской печи, отрезала ломоть салтисона (начиненный желудок) и сложила это все в плетенную корзину.     
      Замотала меня в серый пуховый платок поверх моей городской одежды... До сих пор помню, что глянув на себя в зеркало, я ужаснулась, т.к. была похожа на фрица под Москвой, но спорить не стала. Разве можно бабушке перечить?
      Бабушка надела таким же образом такой же платок на себя и мы выдвинулись в путь... А путь наш был долгим, как мне тогда казалось, на другую сторону хутора, в гости к бабушкиной сестре, бабушке Рае.
      Пост еще не закончился, потому еда на столе была постной. Все ждали первой звезды, чтобы разговеться, начать настоящую трапезу, а те, кто помоложе уже были готовы идти колядовать, опять же сразу  после первой звезды...
      Еще помню, как нужно было сьесть обязательно ложку кутьи. Для меня это было настоящим испытанием, т.к..я терпеть не могу сладкий рис и мед. Но тогда я затолкала его в рот и с трудом проглотив, стала есть остальные блюда.
      Помню, как мы возвращались домой. Было уже за полночь. Снег был выше колена и только две колеи от колес грузовой машины были проложены на главной и большой, по тем понятиям, дороге.
     Надо же, я до сих пор ярко помню эту картину,  - все вокруг бело, снег искрится под фонарями, как рассыпанные бриллианты. Небо, такое низкое, густо уссеянное сверкающими звездами, выглядит почти так же, как и земля. Тишина полная, все вокруг замерло и лишь иногда доносится смех и песни молодежи под гармошку, а следом, собачий лай. Народ ходит по домам калядовать. Картинка просто нереальная для сегодняшних дней. Эх, как много бы я отдала, чтобы хоть на миг вернуться в тот день, в тот хутор, к бабушке на перину под ее такое надежное и любящее крыло... Аж, в груди тесно стало от таких воспоминаний...
      Конечно же, сегодняшний сочельник  не имел ничего общего с тем, что я только что написала. Единственное, что в этот вчер мы действительно попостились, на столе у нас не было ни мяса, ни рыбы.


      Олечка приехала на Рождество с подружкой из Лондона. Зовут ее Никки. Приехала она к нам не с пустыми руками, привезла гостинцы из Англии. Меня это очень тронуло, потому как девочка думала о нас еще будучи дома.


      Как-то интересно, но с момента, как я ее встретила, у меня было ощущение, что знаю ее всю жизнь. Конечно, посмотрим, как будут складываться отношения дальше, но пока я к своему огромному удивлению, не чувствую ни малейшего дискомфорта, несмотря на другой язык, другую культуру и даже другую страну...


      Открытая, приветливая и очень приятная девчонка, кстати, тоже самое сказал и мой Женя. Она настолько вписалась в наш вечер, как будто так было всегда.


      После ужина мы решили открыть подарки, т.к. завтра очень много приготовлений. У нас гости и праздничный рождественский обед.


      Я немного расстроена,  не эту сумку ждала...



      Для Никки мы тоже приготовили подарки. Видно было, что она не ожидала этого, но обрадовалась. С удовольствием полезла под елку... А потом, после того как все открыла, вдруг сказала: "Мне никто и никогда не делал столько подарков...", глаза ее блеснули, навернулись слезы. Я ее обняла и мы все сошлись на том, что все непременно будет хорошо! И подарков в ее жизни еще будет очень, очень много! А сейчас это лишь хорошее начало...


     А потом мы включили фильм "Семьянин", завалились на диваны и с огромным удовольствием смотрели этот замечатльный рождественский фильм с Николасом Кейджем в главной роли. Если вы не видели этот фильм, то я настоятельно рекомендую вам его посмотреть. Добрый, красивый и со смыслом. Бедная Никки периодически дремала, все-таки разница во времени 5 часов, но все равно в постель идти не хотела.


           Ну, что ж, а теперь нам всем не мешало бы поспать, завтра - большой день!
     Всем хорошего сна!

No comments:

Post a Comment